3D панораму правого (северного) трансепта можно посмотреть здесь, а левого (южного) — здесь.
В скобках указаны номера часовен и алтарей в соответствии с планом базилики.
Огромный квадратный трансепт окружает пирсы центрального купола. Каждый из этих пирсов имеет по два алтаря, встроенных в его тыльные части. Первый алтарь (66), который вы видите, попадая в трансепт с правой стороны нефа, — это алтарь Святого Иеронима в пирсе Лонгинуса. Алтарный образ — Последнее Причастие Святого Иеронима, мозаичная копия картины Доменикино. Оригинал можно увидеть в Ватиканской Пинакотеке. Изначально картина была написана для церкви Сан Джироламо делла Карита в 1614 году. Раньше под алтарем хранились мощи Святого Иеронима, но сейчас здесь находятся останки Святого папы Иоанна XXIII. Его тело, практически нетленное, после эксгумации было помещено в стеклянный футляр, украшенный изогнутыми стеблями и цветами из позолоченной бронзы работы Новелло Финотти.
3D панораму алтаря Святого Иеронима можно посмотреть здесь.
Справа, в углу, расположена имеющая свой купол часовня папы Григория XIII, или Капелла Грегориана (67). Спроектированная Микеланджело в 1561 году, она достраивалась Джакомо да Виньолой в 1567-1573 годах и была, наконец, закончена Джакомо делла Портой в 1578 году. Ее освятили и еще два года занимались декорациями. Бронзовые, штукатурные и мозаичные работы проводились под наблюдением Джироламо Муциано. На куполе изображены сцены из жизни Богоматери работы Сальваторе Монофили, а на антрвольтах — Отцы Церкви работы Никколо Пикколо (Иль Калабрезе). Над люнетами со сценами Благовещения работал сам Муциано. Алтарный образ часовни — картина 11 века Богоматерь Доброй Помощи, или Мадонна дель Сокорсо (68). Эта картина почиталась еще в старой базилике и была сохранена для новой. Под алтарем хранятся мощи Святого Григория Богослова, покровителя папы.
Справа, над боковым входом в Часовню Святого Причастия, находится памятник папе Григорию XVI (69) работы Луиджи Амичи 1855 года. Саркофаг украшен барельефом на тему защиты папой веры, а аллегорические фигуры — это Мудрость и Благоразумие.
Внимание! Вы не можете идти дальше, поскольку вся правая сторона трансепта оцеплена и предназначена для личных молитв и исповедей. Если вы хотите поклониться расположенным здесь боковым алтарям, вам следует пройти с левой стороны пирса Лонгинуса и сообщить об этом дежурному у входа.
Другой алтарь в тыльной части пирса Лонгинуса (64) посвящен Святому Василию Великому. Под алтарем находится стеклянный короб с останками Святого Иосафата Кунцевича, одетыми в епископское облачение Византийского обряда. Тело святого было помещено сюда по указанию папы Павла VI. Алтарный образ — мозаичная копия картины Джироламо Муциано Святой Василий Проводит Мессу для Императора Валенса. Копия выполнена Пьером-Юбером Сублейрасом, а оригинальная картина сейчас находится в базилике Санта Мария дельи Анджели.
Напротив алтаря расположен памятник папе Бенедикту XIV (65). Он был выполнен Пьетро Браччи и открыт 4 апреля 1795 года. Папа показан благословляющим юбилей 1750 года. Аллегорические статуи Мудрость и Бескорыстность принадлежат Гаспару Сибилиа.
Два рукава трансепта имеют идентичный дизайн с коринфскими пилястрами и полукруглыми апсидами. В апсидах находятся по три одинаково оформленных часовни с парами коринфских колонн из цветного гранита или мрамора, поддерживающими горизонтальный антаблемент без фронтонов. Эти часовни имеют свои маленькие апсиды с алтарями. Колонны центральных часовен — ребристые. Над каждой часовней расположено большое прямоугольное окно.
Дизайн сводов апсид трансепта повторяет дизайн сводов нефа и трибуны. Сами своды апсид — полукупольные, с тремя ребрами, разделяющими оконные люнеты. Гипсовые медальоны в секторах содержат сцены из жизни апостолов. Основой для них послужили гобелены Рафаэля в папском дворце. Их дизайн принадлежит Ванвителли, а исполнение в 1750 году — Майни.
Правая часовня апсиды правого рукава трансепта (63) посвящена Святому Вацлаву. Мозаика алтаря — копия произведения Чезаре Карозелли 1630 года. Рельефные панели в раковине, выполненные в 1599 году, показывают библейские сцены, связанные со Святым Фомой, поскольку первоначально часовня была посвящена этому апостолу.
Следующая часовня (62), центральная, посвящена святым Процессу и Мартиниану, которые, согласно легенде, были надсмотрщиками, крещенными Святым Петром в тюрьме. Здесь хранятся их предполагаемые останки. Мозаика — копия работы Джамболоньи, хранящейся сейчас в Ватиканских Музеях. Ребристые колонны, обрамляющие часовню, выполнены их красного гранита и считаются уникальными, поскольку это очень твердый камень.
Левая часовня (61) посвящена Святому Эразму. Мозаика с изображением мученичества выпонена Фабио Кристофари в 1743 году. Она заменила картину Никола Пуссена, так же перемещенную в Музеи.
Левый алтарь в тыльной части пирса Елены (58) — алтарь Навичеллы. Его образ показывает Святого Петра, идущего по воде, как и мозаика портика. Это тоже мозаичная копия картины Джованни Ланфранко (хранящейся теперь в Милане), выполненная Фабио Кристофари в 1727 году.
Напротив алтаря расположен памятник папе Клименту XIII (1758-1759) работы молодого Антонио Кановы (59). Он был открыт 4 апреля 1795 года. Святой Отец преклоняет колени в молитве над саркофагом с рельефными аллегориями Милосердия и Надежды. Два мраморных льва присели на пару плинтусов, обрамляющих двери. Глаза одного льва открыты (живые), а другого закрыты (мертвые). Слева — аллегория Религии, а справа — Гения Смерти. Этот памятник демонстрирует перемену моды со стиля Барокко на нео-Классику. Виден сильный контраст между этим захоронением и захоронением Бенедикта XIV работы Пьетро Браччи, хотя Канова и Браччи были современниками. Эта работа принесла Канове славу скульптора.
Дальняя правая часовня (57) посвящена Святому Михаилу Архангелу. Ее купол украшен мозаикой и лепниной работы Лоренцо Оттони. Отцы Церкви на антрвольтах приписываются Андреа Сакки, Романелли, Абатини и Пеллегрини. Сцены в люнетах из жизни Святой Петрониллы выполнены Марко Бенефиалом и Ламберти. Над алтарем находится мозаичная копия 1756 года известной картины Гвидо Рени Святой Михаил Архангел. Картина была написана в 1653 году и сейчас находится в церкви Санта Мария делла Кончеционе деи Каппуччини.
В часовне есть боковой алтарь, посвященный Святой Петронилле (56), у которой рядом со старой базиликой была своя церковь, пока ее не разрушил Браманте. Ее мощи были перенесены под алтарь в 1606 году, а интерьер часовни был оплачен французской монархией, поскольку ей принадлежала старая церковь. Мозаика — копия картины Гверчино. Оригинал находится в Ватиканской Пинакотеке.
Правый алтарь в пирсе Елены (55) посвящен Воскрешению Табиты. Его мозаика — это копия 1760 года картины Плачидо Констанци Святой Петр Воскрешает Табиту. Напротив алтаря — памятник (54) папе Клименту X (1670-1676), задуманный Бернини, но выполненный коллективом скульпторов. Его дизайн принадлежит Маттиа де Росси, статуя папы выполнена Эрколе Ферратой, аллегория Сострадания — Джузеппе Маццуоли, аллегория Благодеяния — Лаззаро Марчелли, херувимы — Филиппо Каркани, барельеф с изображением папы, провозглашающим юбилей 1675 года — Леонардо Летти.
Апсидальная секция в конце базилики (так называемая трибуна (50)) архитектурно очень похожа на рукава трансепта. Стены и свод потолка имеют аналогичное им оформление. Различие состоит в том, что пол здесь немного выше и к нему ведут две ступени из порфировых плит старой базилики.
Учитывая, что главный алтарь находится в центре трансепта, здесь, в трибуне, ожидаемо увидеть лавки хоров, прилегающих к изгибу апсиды, и папский трон в ее дальнем конце. В действительности здесь находится фантастическая, почти театральная, Кафедра Святого Петра, созданная Бернини для останков апостола (52). Изначально она создавалась для алтаря, но была продвинута вперед и теперь находится в центре трибуны, окруженная продольными хорами. Эта перестановка была сделана в 1975 году. Бронзовый фронтон алтаря выполнен Альбертом Фричией. Низкий деревянный экран, созданный в одном стиле с лавками хоров, не позволяет посетителям рассмотреть Кафедру вблизи. Своды оформлены Ванвителли, вставившим в полу-купол панели с изображениями Предоставления Ключей Святому Петру, Распятия Святого Петра и Обезглавливания Святого Павла.
Представленный на Кафедре трон традиционно, но ошибочно, почитался как использовавшийся Святым Петром. Одно из предположений состоит в том, что первоначально он принадлежал императору Карлу II Лысому и в 9 веке был передан им церкви. Трон точно принадлежит к первому тысячелетию, но со времени его первого документального упоминания в 1217 году был серьезно восстановлен.
Трон выполнен в форме короба с четырьмя цельными дубовыми столбами по углам. Панели между ними сделаны из акации, намекающей о их возможном африканском происхождении. Они инкрустированы слоновой костью, возможно в 9 веке, включая плашки с изображениями Подвигов Геракла и знаков Зодиака. Спинка трона — открытая аркада из четырех арок, увенчанная треугольным фронтоном.
Папа Александр VII поручил Бернини построить роскошный памятник, который придавал бы особое значение этому древнему деревянному трону. Бернини выполнил трон из позолоченной бронзы, богато украшенный барельефами, в который был и заключен оригинал — один в другом. 17 января 1666 года он был торжественно поставлен над алтарем. С тех пор деревянный трон скрыт от глаз. Лишь однажды, в 1867 году, т.е. в год 1800-летия мученичества святых Петра и Павла он выставлялся для почитания верующим.
Вся композиция находится на на постаменте из двух каменных плит — нижней из черно-белого французского мрамора с бронзовыми гербами Александра VII и верхней из розово-красной сицилийской яшмы. Огромные позолоченные бронзовые статуи четырех Отцов Церкви поддерживают святыню, подвешенную в воздухе. Спереди находятся два Латинских Отца: Святой Августин (справа) и Святой Амвросий (слева), а сзади — два Греческих: Святой Иоанн Златоуст (слева) и Святой Афанасий (справа). Высота статуй — более 5 метров.
Сам трон также выполнен из бронзы. Его автор — Иоганн Поль Шор. Барельефы, разработанные Бернини, изображают Предоставление Ключей, Омовение Ног и Кормление Овец. Трон окружен облаками, поднимающимися к овальному окну из желтого стекла с Голубем Святого Духа. Окно испускает лучи славы и окружено множеством позолоченных ангелов.
Композиция окружена парой папских мемориалов в апсидальных нишах, обрамленных коринфскими колоннами, поддерживающими горизонтальные антаблементы. Колонны вырезаны из необычного бело-серо-коричневого полосатого мрамора и взяты из старой базилики. Этот мрамор, предположительно, происходит из Африки.
Правый памятник (53) принадлежит папе Урбану VIII и выполнен Бернини в 1627-1647 годах. Фигура из позолоченной бронзы сидит на плите над саркофагом, окруженном женскими аллегориями Милосердия и Справедливости. Крылатый скелет выбирается из саркофага, чтобы написать имя папы на табличке.
Памятник слева (51) принадлежит папе Павлу III и выполнен Гильермо делла Портой в 1551-1575 годах. Он так же имеет наверху статую папы на троне и две женские аллегории перед саркофагом — Благоразумие и Правосудие, выполненные в стиле, позаимствованном из древних этрусских гробниц. Предполагают, что Благоразумие — это портрет матери папы, а Правосудие — портрет его невестки, Джулии Фарнезе. Изначально статуя Правосудия была обнаженной, но ей были нанесены повреждения, и сын Гильермо, Теодоро, добавил ей металлическую тунику.
3D панораму Кафедры Святого Петра можно посмотреть здесь.
Левый алтарь пирса Вероники (49) посвящен Исцелению Калеки. Его алтарный образ показывает Святого Петра, исцеляющего калеку у ворот Храма в Иерусалиме. Это копия картины Франческо Манчини.
Напротив находится памятник папе Александру VIII (48), превосходное Барочное произведение ряда художников. Дизайн памятника принадлежит Арриго ди Сан Мартино (1725 год), фигура папы выполнена Джузеппе Бертони, барельеф с изображением папы, канонизирующего святых, и аллегорические фигуры Религии и Благоразумия — Анджело де Росси.
Часовня в дальнем левом углу трансепта (46) посвящена средневековой иконе Мадонны, написанной на колонне. Она находилась в старой базилике и стала столь почитаемым объектом, что была спасена от разрушения и перенесена сюда в 1579 году. Видно, что поверхность иконы изогнута. Алтарь находится на христианском саркофаге 4 века с рельефной резьбой, изображающей Христа и некоторых апостолов. В саркофаге хранятся останки канонизированных пап святых Льва II, Льва III и Льва IV. Папа Лев XII захоронен в центре пола, несмотря на то, что его памятник расположен в правом приделе нефа (79). Купол часовни украшен мозаикой 1757 года с ангелами и символами Богоматери. На антрвольтах изображены четыре Отца Церкви — святые Иоанн Дамаскин и Фома Аквинский работы Андреа Сакки и святые Бонавентура и Герман Осерский работы Джованни Ланфранко.
Боковой алтарь часовни (47) посвящен Святому папе Льву Великому. Под алтарем хранятся его останки. Именно этот папа встретил Аттилу, когда тот шел захватывать Рим. По легенде, папа предотвратил это событие либо угрожая Аттиле местью апостолов Петра или Павла, либо откупившись от него перцем (в те времена предметом роскоши). На барельефе над алтарем, вылепленном в 1646-1650 годах Алессандро Альгарди, изображена первая версия. В реальности причина, по которой Аттила повернул назад, совершенно неизвестна.
Правый алтарь пирса Вероники (44) посвящен Святейшему Сердцу Иисуса. Первоначальное посвящение относилось к Падению Симона Волхва, легендарному событию, произошедшему на Римском Форуме. Симон Волхв был волшебником, способным левитировать, пока Святой Петр не сотворил молитву, после которой волшебник упал и разбился. Алтарный образ — мозаичная копия работы Франческо Ванни. Перепосвящение было проведено в 1923 году по желанию папы Бенедикта XV. Современный алтарный образ — мозаика работы Карло Муччоли, изображающая Явление Святейшего Сердца Святой Маргарите Марии Алакок.
Напротив располагается памятник папе Александру VII (43), умершему в 1667 году. Это была последняя работа Бернини в базилике. Памятник является одним из самых популярных в художественном смысле. Папа показан преклоняющим колени на плите над двумя аллегориями — Правосудия и Благоразумия. Аллегории выполнены Балестри и Джулио Картари соответственно. Благотворительность Джузеппе Маццуоли и Истина самого Бернини находятся спереди по сторонам небольшой двери, за которой расположен шкаф для метел, а на дверь накинут огромный смятый саван из красной сицилийской яшмы, из-под которого появляется скелет с песочными часами.
Внимание! Левый рукав трансепта предназначен для молитв и литургий. Здесь служатся ежедневные мессы, и хотя никакого ограждения, как на противоположной стороне трансепта, нет, экскурсантам не следует заходить сюда и причинять беспокойство.
Три часовни здесь архитектурно соответствуют трем противоположным (в правом рукаве). До конца 20 века у Святого Иосифа не было в базилике своего алтаря. Ситуацию исправили в 1963 году, посвятив ему среднюю часовню апсиды (41), а находившееся здесь Распятие Святого Петра перенесли в левую. Под алтарем с 1605 года хранятся мощи апостолов Симона и Иуды. С двух сторон алтаря расположены овальные тондо с их портретами (Святой Иуда слева), основанные на картинах Винченцо Камуччини. Алтарный образ — мозаичная копия работы Акилле Фуни, изображающая Святого Иосифа с Младенцем Христом. Гипсовые барельефы выше, показывающие сцены из жизни Святого Петра, остались от предыдущего посвящения часовни. Для плановых будних месс перед часовней находится современный алтарь.
Правая часовня (42) посвящена Святому Апостолу Фоме. Под алтарем покоятся мощи папы Святого Бонифация IV. Алтарный образ представляет собой мозаичную копию работы Камуччини, изображающую Сомнение Фомы. В раковине находятся барельефы со сценами из жизни Святого Иоанна Евангелиста, которому когда-то была посвящена эта часовня.
Часовня слева (40) посвящена Распятию Святого Петра. Алтарный образ — мозаичная копия картины Гвидо Рени, выполненная в 1822 году. Оригинал сначала был перемещен в базилику Сан Паоло алле Тре Фонтане, а теперь хранится в Ватиканских Музеях. Под алтарем находятся останки папы Святого Льва IX. Часовня перепосвящалась несколько раз. Сначала это был Святой Андрей, сцены из жизни которого сохранились в раковине, затем — Святой Франциск, а после — святые Мартиал и Валерия.
Левый алтарь пирса Андрея (30) — Алтарь Лжи. Это весьма странное для алтаря название, но оно относится к истории из Деяний Апостолов, изображенной в мозаике алтарного образа. Первые христиане делили все свое имущество, и никто из них не владел какой-либо частной собственностью. Новообращенная пара, Ананий и Сапфира, согласились продать свою собственность и все вырученное передать христианской общине. Однако часть выручки они сохранили, а факт этого скрыли. Святой Петр упрекнул Анания за ложь Святому Духу, и Ананий упал замертво. Его жена появилась три часа спустя и тоже солгала о деньгах. Святой Петр спросил ее, зачем она хотела проверить Духа Господа, и сказал, что люди, которые вынесли тело ее мужа, вынесут и ее тоже. После этого Сапфира так же упала мертвой у его ног.
На заднем плане мозаики можно увидеть людей, несущих тело Анания для погребения. Мозаика — копия картины Кристофоро Ронкалли. Оригинал перемещен в базилику Санта Мария дельи Анджели. Напротив алтаря, над дверью в ризницу, расположен памятник папе Пию VIII (29) 1830 года. Это нео-классическая работа Пьетро Тенерани.
В ближнем левом углу трансепта расположена часовня Климентина (25), посвященная папе Святому Григорию Великому и названная в честь папы Климента VIII (1592-1605), заказавшего Делла Порта украсить ее к юбилею 1600 года. Мощи папы Григория Великого были помещены сюда после освящения алтаря в 1628 году и лежат в саркофаге, видимом через решетку под алтарем (27). Над алтарем находится мозаика, изображающая имперских посланников из Константинополя, просящих реликвии мучеников. Григорий предложил им песок из Колизея, и посланники увидели в этом неуважение к императору. Тогда папа сжал сумку с песком, и из нее побежала кровь мучеников. Оригинальная картина принадлежит Андреа Сакки и была написана им в 1625-1627 годах.
На куполе часовни — мозаика с символами Богоматери, а на антрвольтах — четыре Отца Церкви, те же, что и в трибуне. Автор — Кристофоро Ронкалли. Здесь же, в часовне, находится памятник папе Пию VII (26), выполненный в 1823 году датским скульптором Торвальдсеном. Утверждается, что он был единственным протестантским художником, работавшим в базилике. Памятник, необычно утонченный, расположен над боковой дверью в Часовню Хора и показывает папу, сидящим на троне и выглядящим очень напряженным. Дверь обрамлена парой аллегорических фигур Мудрости и Стойкости.
Правый алтарь пирса Андрея (24) посвящен Преображению Христа. Алтарный образ — мозаичная копия Преображения Рафаэля. Художник умер до завершения картины, поэтому ему принадлежит только верхняя ее часть, Христос с Моисеем и Илией, тогда как остальное искусно дорисовано учениками мастера с сохранением его стиля. Оригинал можно видеть в Ватиканской Художественной Галерее (часть Ватиканских Музеев). Копия же считается самой слабой из всех таковых в базилике. Под алтарем находятся мощи Благословенного папы Иннокентия XI, чей памятник расположен чуть дальше (23).
Напротив алтаря находится арка, отмечающая конец левого придела нефа. Здесь расположены два папских мемориала. Принадлежащий папе Льву XI (22) выполнен Алессандро Альгарди и его школой в 1634-1644 годах. Открыт он был только в 1652 году, почти через полвека после смерти папы. Девиз на базе, Sic floruit (годы деятельности, но без даты), намекает на то, что папа правил только 27 дней в 1605 году. Аллегорические фигуры — это Величественность Эрколе Ферраты и Либерализм Джузеппе Перони. Барельеф изображает короля Генриха IV, отвергшего протестантизм, чтобы унаследовать французский престол. Интересной особенностью является то, что памятник выполнен из белого мрамора, видимо, в противовес полихромным надгробиям Бернини и других барочных мастеров того времени.
Памятник Благословенному папе Иннокентию XI (23) выполнен Пьером-Этьеном Монно в 1689 году по наброскам Карло Маратты. Аллегорические фигуры — это Правосудие и Религия. На барельефе изображена Битва за Вену, с которой началось медленное, но неуклонное падение Оттоманской Империи.
Часть 1.1. История. Основание и Темные Века.
Часть 1.2. История. Средневековье и Ренессанс.
Часть 1.3. История. Новая базилика.
Часть 2. Экстерьер
Часть 3.1. Интерьер. Структура и неф.
Часть 3.2. Интерьер. Главный алтарь, Святилище и купол.
Часть 3.3. Интерьер. Часовни приделов нефа.
Часть 3.4. Интерьер. Часовни и алтари трансепта.
Часть 3.5. Интерьер. Ризница
Часть 4.1. Подземные помещения. Старые Grotte.
Часть 4.2. Подземные помещения. Новые Grotte.
Часть 4.3. Подземные помещения. Некрополь.
Часть 5. Посещение.