В ранней Церкви крещение, как обряд посвящения в христианство, обычно производилось епископом над взрослыми людьми на ежегодной церемонии во время Пасхального Богослужения (хотя крестили и младенцев). Историки сходятся в том, что нормой обряда во 2 веке было полное погружение, хотя использовалась и аффузия, или поливание водой частично погруженного. В дальнейшем тройное погружение с формулой «Во имя Отца и Сына и Святого Духа» стало нормой для Восточных Церквей, тогда как на Западе, из-за нежелания полного погружения младенцев, нормой стала аффузия. Существует история о том, что будущий император Константин V, будучи младенцем, во время такого погружения обгадился прямо в купели, отчего и получил прозвище Копронимус (засранец).
До 4 века требования к обряду крещения включали в себя наличие удобного места с бассейном (обычно это была чья-нибудь баня). Первым же из известных баптистериев, т.е. сооружений, построенных специально для целей крещения, в Риме стал баптистерий при базилике Сан Джованни ин Латерано. В литературе можно встретить и другое его название — Сан Джованни ин Фонте.
Сооружение представляет собой комплекс зданий, до конца 19 века полностью отделенный от базилики. Главное здание — идеальный восьмиугольник, с публичным входом со стороны своей задней стены. Настоящий же, оригинальный, вход находится в портике 5 века, занятом сейчас двумя часовнями, посвященными святым Секунде и Руфине и святым Киприану и Юстине. Справа от них расположена большая прямоугольная часовня Святого Венантия со входом через дверной проем в конце правой диагональной стены. Две маленьких часовни открываются с боков — посвященная Иоанну Крестителю слева и посвященная Иоанну Евангелисту справа.
Площадь, на которой сейчас располагается базилика, в 1 веке была занята строениями с высоким статусом. Одно из них находилось на месте баптистерия. Во 2 веке оно было замещено частной баней, принадлежавшей так называемому «трапециевидному дому», часть которого сейчас находится под самой базиликой. Есть предположение, что этот дом был первоначальной резиденцией папства, даром императора Константина, но это недоказуемо. Однако существуют убедительные аргументы в пользу того, что баня уже использовалась для крещения. Купель сегодняшнего баптистерия располагалась в бассейне одного из двух фригидариев этой бани.
Последние данные говорят о том, что баптистерий был заказан Константином. Предыдущие исследования отмечали, что восьмиугольные стены стоят на круговом фундаменте, и, следовательно, первоначальное здание должно было быть круглым, а нынешнее сооружение строилось при папе Сиксте III (432-440). Сейчас же предполагается, что оригинальным планом был именно восьмиугольный, а круглый фундамент служил для большей устойчивости.
Единственным документальным свидетельством основания баптистерия служит Книга Пап, впервые составленная в 7 веке (надежность такого источника, конечно, далеко не абсолютна). В ней не говорится о том, что баптистерий был основан Константином, но приводятся подробности о пожертвованной им обстановке.
Считается, что на том месте, где сейчас расположен обращенный к базилике главный вход, раньше находился простой вход с крыльцом. Остальные семь стен также имели дверные проемы, но без крылец. Над каждым дверным проемом было большое окно. Обнаружено, что внутри кругового фундамента находились восемь колонных плинтусов, что позволило предположить, что восемь порфировых колонн, находящихся сейчас в интерьере, раньше располагались в углах и поддерживали восемь арок и антаблемент купола.
В центре располагался большой бассейн, на ободе которого стояли семь серебряных оленей и один золотой ягненок. Из их уст в бассейн выливалась вода, поставляемая акведуком Аква Клавдиа по трубам, использовавшимся в первоначальной бане. Есть предположение, что посреди бассейна стояла еще одна порфировая колонна с серебряной скульптурой Крещение Христа.
Постройка баптистерия произошла, предположительно, после строительства базилики, между 320 и 330 годами. Его восьмиугольная форма повлияла на другие ранние баптистерии. Средневековая легенда говорит о том, что сам император Константин был крещен здесь папой Сильвестром (314-335), но это неправда. Церковный историк Евсевий писал, что Константин был крещен на смертном одре в Никомедии его тезкой Евсевием Никомедийским. К сожалению, драгоценные предметы были похищены из баптистерия во время разграбления Рима в 410 году.
Так называемый имперский порфир добывался в каменоломнях Западной Пустыни Египта, в месте под названием Монс Порфиритес. Добыча и транспортировка этого очень твердого камня из весьма отдаленного и враждебного региона было делом трудоемким, и использование камня было монополией императора. Эта разновидность порфира с белыми включениями существует только в одной местности. Его цвет не тот пурпурный, как он понимается сейчас (красный, смешанный с фиолетовым), а темно-малиновый, напоминающий античный тканевый краситель Тирский пурпур. Статус порфира зависел именно от статуса этого сказочно дорогого красителя, символа политической власти в Риме.
Оригинальный баптистерий, как полагают, сразу был отдельно стоящим сооружением, окруженным площадью, на которой могла собираться толпа. Однако в 5 веке произошла серьезная перепланировка, которая и привела к появлению комплекса в его нынешнем виде. Работы заняли около 30 лет и проводились при трех папах — Сиксте III (432-440), Льве Великом (440-461) и Гиларии (461-468).
Папа Сикст, несомненно, ответственен за нынешнее внутреннее устройство баптистерия, где восемь порфировых колонн поддерживают открытый антаблемент, на котором в восьми записях изложена доктрина крещения, как духовного возрождения, и связь таинства с жертвой Христа. Если правда то, что колонны первоначально располагались в углах и служили для поддержки купола, то папа должен был снести тот купол и заменить его нынешним (со вторым набором колонн, располагающимся на первым). Это похоже на правду, поскольку стены баптистерия слишком тонкие, чтобы нести на себе какую-то нагрузку. Новый купол и стены были украшены мозаикой.
Сикст также добавил портик с апсидой на каждом конце и, как сейчас считается, построил часовню Святого Венантия в качестве вспомогательной церкви (она была реконструирована в 7 веке, и теперь это время обычно указывается как время ее постройки). Кроме того, заявляется, что Сикст заблокировал все окна и заменил их более крупными, с овальным верхом (они были уменьшены в 17 веке). Он же заблокировал двери по диагональным сторонам, оставив только заднюю и две боковые как входы в предполагаемые часовни.
Эти часовни были построены папой Гиларием. Две сохранившиеся посвящены святым Иоанну Крестителю и Иоанну Евангелисту, а потерянная (сзади) посвящалась Святому Кресту. Последняя имела в плане греческий крест внутри скошенного квадрата и вход через маленький атриум с колоннадой.
Еще одна средневековая традиция утверждает, что именно здесь папа Святой Григорий Великий (590-604) впервые составил Григорианское пение, которое использовалось в хоровых литургиях Западной Европы с раннего средневековья. На самом деле, монофоническое пение, еще используемое в некоторых монастырях, было более поздней разработкой.
Папа Иоанн IV (640-642) построил (или перестроил) часовню в честь Святого Венантия Салонского и других мучеников Далмации. Иоанн сам был далматом и, когда славяне захватили его родину, перевез сюда мощи некоторых наиболее значимых далматских святых.
Следующее серьезное вмешательство в комплекс, помимо работ по его обслуживанию, произвел папа Анастасий IV в 1154 году. При нем портик Сикста был преобразован в две часовни с алтарями, занимающими боковые апсиды. Изначально портик был открытым, с тремя огромными порталами, разделенными парой порфировых колонн, но при перестройке получил каменные стены в двух боковых порталах и входную дверь в центральном.
Правая часовня первоначально была посвящена святым Андрею Апостолу и Лючии, но перепосвящена святым Киприану и Юстине после того, как их предполагаемые останки были захоронены под алтарем. Левая часовня посвящена святым Руфине и Секунде, местным римским мученикам, чьи мощи также были захоронены под алтарем папой Анастасием.
Наследовавший Анастасию папа Адриан IV (1154-1159) руководил восстановлением акведука Аква Клавдиа, обеспечивавшего баптистерий водой (пока акведук не был восстановлен, вода для купели бралась из колодца). Больше в средние века ничего не менялось.
Проблемы возникли в начале 16 века. Папа Лев X (1513-1522) заказал наружный ремонт купола, похоже, полностью неудавшийся. При папе Павле III (1534-1549) купол разрушился. Это означало потерю находившейся на нем мозаики 5 века, которая к этому времени уже и сама начала осыпаться. Вокруг нового купола установили потолок из позолоченного дерева с вырезанными фигурами Христа, Богоматери и святых Иоанна Крестителя и Иоанна Евангелиста. В 1574 году папа Григорий XIII (1572-1585) заказал резное Успение Пресвятой Богородицы в качестве центрального украшения купола и свинцовую крышу. Он же предоставил новый потолок часовне Святого Венантия.
Григорий XIII провел и серьезное внутреннее переустройство. Античная купель была заменена нынешним базальтовым бассейном (правда, не менее древним, из неизвестной бани), окруженным балюстрадой. Был удален атриум часовни Святого Креста и оборудован современный вход с площади.
В 1587 году папа Сикст V (1585-1590) поручил Доменико Фонтана снести часовню Святого Креста для улучшения доступа к базилике, что привело к созданию современной площади. Это было реальной трагедией, поскольку и часовня и ее атриум имели множество украшений.
Сегодняшний внутренний вид баптистерия в основном сложился в 17 веке. В 1625 году папа Урбан VIII (1623-1629) начал масштабную реставрацию, и теперь интерьер наполнен пчелами из геральдики его семьи, Барберини. Отвечал за проводившиеся по 1635 год работы Доменико Кастелли. Были реконструированы потолок и купол 16 века. Стены баптистерия и внутренняя поверхность купола были покрыты фресками командой художников под руководством Андреа Сакки. Эта работа привела к окончательной потере всех мозаик, еще остававшихся с 5 века.
С 1655 по 1667 год реставрационные работы продолжил Борромини. Они коснулись балюстрады и полов. Крыши купола и портика были покрыты свинцом. Борромини также добавил фриз с геральдикой папы Александра VII (1655-1667). Интерьер портика получил барочный вид. По счастью, в одной из раковин апсид сохранилась античная мозаика, хотя и поврежденная. Ее оставили в покое.
В 1674 году семья Чева оплатила Карло Райнальди реставрацию часовни Святого Венантия с заменой ее старого алтаря. В 1689 году Чиро Ферри украсил купель орнаментированной бронзовой крышкой.
В 18 веке несколько знатных семей спонсировали ремонт часовен. В 1757 году семья Леркари восстановила часовню святых Руфины и Секунды, а десять лет спустя тоже самое для часовни святых Киприана и Юстины сделала семья Борджиа ди Веллетри. В 1780 году Джованни Баттиста Чеккарелли переделал часовню Святого Иоанна Крестителя.
То, что внешние стены баптистерия были сложены из древнего, ничем не покрытого кирпича, привело к долговременной проблеме. Античные мастера не могли достичь достаточно высокой температуры при обжиге кирпича, чтобы гарантировать его водонепроницаемость. Кирпичи получались слегка пористыми. Со временем медленное проникновение влаги привело к повреждению фресок, на что впервые обратили внимание в 1785 году, уполномочив Кристофоро Унтерпергера заняться их восстановлением. Эта работа заняла 10 лет.
Следующие 150 лет прошли для баптистерия без каких-либо заметных событий.
В 1967 году по указанию Благословенного папы Павла VI (1963-1978) были (не слишком удачно) восстановлены часовни Святого Венантия и Святого Иоанна Евангелиста. Папа также заказал две скульптуры оленей для баптистерия. С этого времени часовня Святого Венантия стала главным местом поклонения для прихода базилики.
27 июля 1993 года мафия взорвала на площади бомбу, повредившую общественный вход в баптистерий. Похоже, что взрыв еще и слегка подвинул здание на его фундаменте, поскольку Ватиканский веб-сайт сообщает о потере известного музыкального звучания, создававшегося движением бронзовых дверей часовни Святого Иоанна Крестителя. До взрыва оно отмечалось на протяжении веков.
Настенные фрески недавно были снова отреставрированы.
Вид баптистерия со стороны площади представляет собой довольно мрачную восьмиугольную кирпичную коробку. На сторонах, примыкающих к двери, хорошо видны контуры заблокированных дверей и окон. Считается, что они относятся ко времени Константина. Имеющиеся сейчас прямоугольные окна относятся к 17 веку. Они вставлены в более крупные и частично заблокированные окна 5 века, заменившие в свое время те, что находились ниже.
Простой вход оборудован дверной коробкой, обрамленной пилястрами с кронштейнами, поддерживающими треугольный фронтон. Над перемычкой дверной коробки расположена надпись «Gregorius XIII Pont. Max» (Григорий XIII Великий Понтифик). Деревянные двери конца 16 века были уничтожены бомбой мафии.
Первоначально стены здания не представляли собой голый кирпич. Неясно, был ли баптистерий Константина покрыт гипсом или камнем, но при папе Сиксте III его стены были закрыты большими мраморными плитками около сантиметра толщиной, приклеенными к кирпичу цементом.
Фриз на уровне крыши, несущий на себе геральдику папы Александра VII, как уже упоминалось, принадлежит Борромини. Покрытая черепицей крыша состоит из трапециевидных секторов. Восьмиугольный купол имеет по круглому окну на каждой стороне и «шляпу» из восьми, покрытых плиткой секторов.
Слева о баптистерия находится часовня Святого Иоанна Евангелиста. В плане она представляет собой очень маленький греческий крест с поперечным вестибюлем. На ее стене расположен симпатичный маленький барочный мраморный фонтан с геральдикой папы Климента VIII (1592-1605). За этой часовней видна большая часовня Святого Венантия. Справа от баптистерия находится овальная часовня Святого Иоанна Крестителя.
Для того, чтобы увидеть как выглядит главный вход, нужно пройти через баптистерий. Его прямоугольный портик относится к 5 веку. Стоит обратить внимание на постаменты порфировых колонн. Каждый из них имеет по пять линий тонких резных украшений.
Колонны поддерживают горизонтальный антаблемент, состоящий из трех больших каменных блоков. К стене слева от портала прикреплены остатки ребристого коринфского пилястра из белого мрамора. Это единственное, что сохранилось от облицовки баптистерия и портика 5 века. Стены-экраны и большая входная дверная коробка, вставленная в портик, относятся к 12 веку.
Базилика Сан Джованни ин Латерано. Все части:
Часть 1.1. История. Античность и Средневековье
Часть 1.2. История. От Ренессанса до современности.
Часть 2.1. Расположение, экстерьер, площадь и обелиск.
Часть 2.2. Лоджия Благословений, Латеранский Дворец, Scala Santa и Sancta Sanctorum
Часть 2.3. Триклиниум Леониум, площадь Порта Сан Джованни, главный фасад и нартекс.
Часть 3.1. Интерьер. Центральный неф.
Часть 3.2. Интерьер. Главный алтарь и конфессио.
Часть 3.3. Интерьер. Боковые приделы и часовни.
Часть 3.4. Интерьер. Трансепт и апсида.
Часть 3.5. Интерьер. Ризницы и Монастыри.
Часть 4.1. Баптистерий. История и экстерьер.
Часть 4.2. Баптистерий. Интерьер.