Ризница базилики Святого Петра — фактически самостоятельный комплекс из нескольких комнат слева от нефа. Она была заказана папой Пием VI архитектору Карло Маркьонни и завершена в 1784 году. До этого времени ризницей служила античная церковь Санта Мария делла Феббе, которая была разрушена в связи со строительством.
Доступ к комплексу осуществляется через два крытых коридора, один из которых (1) находится напротив Алтаря Лжи (общий), а другой — в Часовне Хора (частный). Эти проходы обрамляют небольшой дворик под названием Площадь Браски (22). В центре комплекса расположена главная ризница или Сагрестия Коммуне (14), представляющая собой большую восьмиугольную комнату. Она окружена несколькими меньшими комнатами. На востоке — это Ризница Каноников (19) со своей маленькой круглой часовней (20), на юго-востоке — Капитоло (18) или комната собраний каноников, на западе — Ризница Бенефициариев (9). На юге расположены вспомогательные помещения. Ризница Бенефициариев была передана Казначейству и поэтому доступна для посетителей. Остальная часть комплекса — нет. Интерактивный план ризницы можно посмотреть здесь.
Главная Ризница (14) — впечатляющее восьмиугольное помещение. Антаблемент ее купола поддерживается пилястрами из желтого сиенского мрамора, а четыре входа окружены античными рифлеными ионическими колоннами из серого африканского мрамора grigio antico. Они были «позаимствованы» из Виллы Адриана в Тиволи. Алтарный образ (13) — Снятие с Креста работы Лоренцо Саббатини. Пол ризницы имеет необычный рисунок из колес с секторами, заполненными плитками из полихромного мрамора нерегулярной формы. Центральный круг содержит в себе геральдику папы Пия VI.
Ризница каноников (19) имеет над своими входами четыре картины Антонио Кавалуччи, изображающие святых Павла, Варнаву, Иакова Великого и Петра. Кроме этого здесь находятся его же Освобождение Святого Петра из Тюрьмы и Мадонна с Младенцем Джулио Романо. Алтарный образ часовни (20) — Святая Анна работы Джанфранческо Пенни. Деревянный декор ризницы вырезан из тропических деревьев Атлантических лесов Бразилии.
Комната собраний каноников (18), Станца дель Капитоло, имеет три работы Джотто. Это Христос Искупитель, Распятие Святого Петра и Обезглавливание Святого Павла. Здесь же находятся фрагменты фрески ангелов музыкантов Мелоццо да Форли, которая ранее была в церкви Санти Апостоли.
Ризница Бенефициариев, переданная Казначейству, в 1975 году была преобразована в музей (Museo Storico Artistico Tesoro San Pietro). Здесь можно увидеть античное, средневековое и более современное церковное искусство, облачения и литургические принадлежности. В общей сложности музей состоит из 12 комнат, обозначенных буквами от А до N. Экспонаты могут быть переставлены или изменены. За вход взимается умеренная плата.
Комната А — это вестибюль. Здесь находится полихромная статуя Святого Андрея, датируемая 15 веком. Рядом со статуей — таблетка, на которой перечислены все папы, когда-либо захороненные в базилике (2). Правда из захоронений, находившихся в старой базилике, практически ничего не осталось — часть была разрушена, часть перенесли в другие церкви.
Комната B находится справа или в северо-западном углу комплекса. Сейчас в ней хранится Колонна Санта (7), одна из спирально закрученных колонн алтаря Святого Петра в Константиновой базилике. Традиция утверждает, что эти колонны пришли из храма Соломона (отсюда и название такого типа колонн), хотя это, конечно, не так — они, вероятно, греческие 3 века. Еще восемь таких колонн находятся в эдикулах над статуями в пирсах центрального купола базилики. Оставшиеся три из первоначальных двенадцати скрыты от глаз. Две, по-видимому, находятся в часовне Блаженного Таинства, а третья утеряна. В этой же комнате находится позолоченный бронзовый петух 9 века, венчавший средневековую колокольню.
Комната С располагается прямо за вестибюлем и является оригинальной Ризницей Бенефициариев (Сагрестия деи Бенефициати). Здесь хранится Ватиканский Крест 6 века, подарок Императора Юстина II, вероятно, подвергшийся мародерству, поскольку он просто бронзовый (хотя драгоценности — настоящие). Это старейший экспонат музея. Великолепной работой является далматика (9) Карла Великого, которую следует внимательно изучить, чтобы рассмотреть детали. На самом деле, ее принадлежность Карлу Великому — это ошибка. Далматика датируется приблизительно 900-м годом, т.е. столетием позже коронации Карла в старой базилике, и это — византийская работа. Здесь же находится копия Трона Святого Петра, оригинал которого заключен в работе Бернини (см. Кафедра Святого Петра) и невидим для глаз.
Комната D расположена направо от комнаты С и является Часовней Бенефициариев (8). Алтарный образ — Петр, Получающий Ключи работы Джироламо Муциано. Здесь же находится резной мраморный киворий работы Донателло 1432 года, спасенный из старой базилики, на котором изображена старая икона Санта Мария делла Феббе. Это был алтарный образ старой церкви, разрушенной при постройке ризницы. В прошлом Богоматерь по этим титулом почиталась, как защитница от малярии (febbe на латыни означает лихорадку). Еще здесь можно увидеть гипсовую копию Пьеты Микеланджело. И хотя подойти к ней можно ближе, чем к оригиналу, гипс — плохая замена мрамору.
Прямо за комнатой С расположена комната Е. Это бывшая комната собраний Бенефициариев. Здесь расположен огромный бронзовый мемориал (10) папы Сикста IV (1471-1484) работы Антонио дель Поллайоло 1493 года. После сноса старой базилики мемориал переместили в Grotte, но в 1975 году подняли сюда.
Остальные комнаты занимают западный конец вспомогательного блока, пристроенного к ризнице с южной стороны. Это — комната F, Зал Реликвариев, комната G, Зал Канделябров, комната М, Зал Святых Петра и Павла, комната Н с глиняной моделью ангела на скинии в Часовне Святого Причастия Бернини, комната I, представляющая собой длинную галерею с витринами литургических предметов. Комната L содержит саркофаг Юния Басса, являющий собой прекрасный образец раннехристианской скульптуры (12). Основной рельеф показывает молодого Христа с апостолами Петром и Павлом. Этот предмет тоже был поднят из Grotte во время установки гробницы папы Пия XII. Комната N – книжный магазин.
Часть 1.1. История. Основание и Темные Века.
Часть 1.2. История. Средневековье и Ренессанс.
Часть 1.3. История. Новая базилика.
Часть 2. Экстерьер
Часть 3.1. Интерьер. Структура и неф.
Часть 3.2. Интерьер. Главный алтарь, Святилище и купол.
Часть 3.3. Интерьер. Часовни приделов нефа.
Часть 3.4. Интерьер. Часовни и алтари трансепта.
Часть 3.5. Интерьер. Ризница
Часть 4.1. Подземные помещения. Старые Grotte.
Часть 4.2. Подземные помещения. Новые Grotte.
Часть 4.3. Подземные помещения. Некрополь.
Часть 5. Посещение.