КАПИТОЛИЙСКИЙ ХОЛМ, КАПИТОЛИЙСКИЕ МУЗЕИ.

Неподалеку от южного берега Тибра над Римом возвышается один из семи холмов – Капитолий. Это название появилось после того, как во время земляных работ при строительстве храма Юпитера нашли человеческий череп и истолковали событие как знак того, что Рим однажды будет главой (caput) мира. Несмотря на небольшую по сравнению с другими римскими холмами высоту (46 метров над уровнем моря) и площадь, Капитолию удалось стать важнейшим религиозным центром итальянской столицы.

На момент основания Рима холм, именовавшийся изначально Сатурнийским или Тарпейским, был хорошо защищенным, неприступным местом. Вероятно, именно из этих соображений он был выбран в качестве места строительства святынь – храмов, посвященных главным римским богам: Юпитеру и Юноне. Доступ на холм имелся лишь с востока, со стороны низины, в которой был основан Римский форум. На холме возвышалось два укрепления — собственно Капитолий на южной вершине и Цитадель на северной, а между ними – седловина, где, по преданию, еще Ромулом предоставлялась земля и убежище пришлым поселенцам. Частью Цитадели был авгуракул — место, где жрецы-авгуры осуществляли публичные гадания и предсказания, рядом с которым был построен храм Юноны, на территории которого действовал монетный двор.

Капитолийский холм. 6 в. до н. э.Интересно, что слово «монета» происходит от moneo – «предостерегать». Согласно легенде, во время разграбления Рима галлами в 390 году до н.э. Капитолий был спасен своевременным гоготом священных гусей (обитавших в этом храме), предупредившим о том, что нападающие лезут вверх по стенам. За предупреждение о нападении врагов Юнона получила прозвище Советницы (Juno Moneta), ставшее названием чеканившихся здесь денег.

Строительство храма Юпитера приписывается Тарквинию Приску, но освящен он был спустя 70 лет после смерти этого царя. Храм, посвященный Юпитеру, Юноне и Минерве, так называемой Капитолийской триаде, разделялся на 3 целлы со своими алтарями. Главным украшением центральной части была статуя Юпитера, восседающего на драгоценном троне. Здесь же иногда проводились заседания сената.

Впоследствии победоносные цезари завершали здесь свои триумфальные процессии. Они въезжали на Форум на колесницах, запряженных белыми лошадьми, чтобы возложить дары в величественном позолоченном храме Юпитера, высившемся на северной стороне Капитолийского холма.

Позже на холме был построен христианский монастырь, уступивший в дальнейшем место базилике Санта Мария ин Арачели. Эта церковь долгое время пользовалась огромной популярностью среди горожан и даже служила своеобразным форумом – местом споров, обсуждений и встреч.

Веками в Капитолии собирались военные трофеи, храм украшался, совершенствовался, здесь хранились статуи, значительную часть которых пришлось перенести на Марсово поле, поскольку двор храма их уже не вмещал, а также таблички – архив государственных договоров. Дважды храм сгорал и восстанавливался Суллой и Домицианом с еще большим размахом и роскошью, а с 5 века нашей эры началось его разграбление, постепенно закончившееся полным разрушением.

В Средние века рухнувшие храмы были разграблены до основания, а холм оставили на выпас козам. Лишь в 16 веке папа Павел III повелел Микеланджело возродить былую славу Campidoglio. Сделано это было для приема императора Карла V. Микеланджело реконструировал и уже существующий Сенаторский дворец (Palazzo Senatorio) и запланировал строительство еще двух дворцов по сторонам от него (Палаццо деи Консерватори и Палаццо Нуово), которое было закончено уже после его смерти. Он же поставил на площади величественную конную статую Марка Аврелия.

Вид на Капитолий в Риме. Ливен КрууПодняться на Капитолийский холм можно по трем лестницам. Центральная лестница с бордюром (La Cordonata) работы Микеланджело Буонаротти ведет вверх от монумента Виктору Эммануилу к безмятежно-элегантной Капитолийской площади (Piazza del Campidoglio). Ее основание охраняют две скульптуры древнеегипетских львов из мрамора. Вершину лестницы венчают две статуи Диоскуров (близнецов Поллукса и Кастора — сыновей Леды и Зевса, принявшего образ лебедя) в окружении лошадей. Изначально эти статуи были установлены в театре Помпея, но римские правители приняли решение перенести их в более достойное, по их мнению, место. На холм статуи перенесли во второй половине шестнадцатого столетия.

Слева находится лестница, которая взвивается на 122 ступени к базилике Санта Мария ин Арачели. Некоторые люди были уверены, что если взобраться по этой лестнице, стоя на коленях, молясь и думая о числах, то можно запросто выиграть в лотерею. Насколько подобный способ в состоянии помочь выигрышу неизвестно, но каждый, кто хотя бы раз поднимался по данной лестнице, по меньшей мере, мог насладиться великолепным видом, который открывается отсюда.

Базилика Санта-Мария-ин-АрачелиБазилика Санта Мария ин Арачели построена на месте языческого храма Юноны Монеты. Изначально базилика была греческим монастырем, а потом принадлежала разнообразным монашеским орденам — бенедиктинцам и францисканцам, которые достроили и освятили ее в 1291 году. Изнутри церковь украшена фресками и мозаиками итальянских мастеров. Здесь установлен легендарный алтарь, созданный императором Августом в честь младенца Христа еще до его рождения, после пророческого сна. Скульптура Святого Младенца из дерева, напоминающая языческие идолы, по поверью, исполняет желания и исцеляет от болезней. Стоит обратить внимание на резной деревянный потолок и икону Богоматери 13 века на алтаре базилики. Время работы: ежедневно с 9:00 до 17:30. Вход бесплатный.

Справа от проезжей дороги на холм ведет третья неприметная лестница.

Центр Капитолийской площади украшает бронзовая конная статуя императора Марка Аврелия, которая сохранилась до нашего времени лишь благодаря чуду. Случилось это из-за того, что в далеком прошлом ее просто перепутали со статуей первого христианского правителя – императора Константина. В наши дни площадь украшает копия статуи – ее оригинал после серьезной реставрации решили поместить в Капитолийский музей.

Прямо за статуей расположен Палаццо Сенатори с двухмаршевой лестницей. Статуя «Ликующий Рим» с шаром в руке (символ господства Рима) находится в нише под лестницей, спроектированной также Микеланджело, а две статуи по бокам – это олицетворение рек Тибра и Нила. Построенный в 1 веке до н.э., Дворец Сенаторов служил архивом, но долго пустовал в средневековье, постепенно разрушаясь. Вторая жизнь дворца началась во время реконструкции всей площади. Сейчас здесь находится городская мэрия, поэтому большая часть помещений закрыта для посещения. Попасть можно только в Лапидарий, музей, посвященный надписям на каменных плитах, рассказывающих о жизни и политике в Древнем Риме, и древние подземные коридоры Табулария. Именно здесь в 1957 году был подписан Римский договор, один из важнейших документов международного значения, ставший основной предпосылкой к созданию ЕЭС.

piazzaСправа от мэрии на площади находится Палаццо Консерваторов. В былые времена в нем проводили заседания сенаторы, а сейчас в его здании располагается музей. В середине шестнадцатого столетия это здание сильно перестроили и изменили, как и весь внешний вид площади. Реконструкцию возглавлял сам Микеланджело, по чьему проекту и проводилось строительство.

Слева от мэрии расположен Палаццо Нуово – самое новое сооружение во всем архитектурном ансамбле. Изначально планировался как музей.
Все три вышеперечисленных дворца входят в состав Капитолийских музеев. Экспозиции имеют одинаковые часы работы и доступны для посещения по единому билету. Время работы: со вторника по воскресенье с 9:00 до 20:00. Цена билета: комплексный билет — 15 евро, льготный — 13 евро.

Достопримечательности дворца Сенаторов: Зал Городской Управы, Зал Советов, Зал Флагов, Капитолийская коллекция бюстов знаменитостей – протомотека (1950 год).

Новый Дворец – это музей, в котором хранятся оригинал мраморной конной статуи Марка Аврелия и памятники античного искусства «Раненая амазонка», «Умирающий галл», «Статуя Сатира с виноградной гроздью». Достопримечательностями Нового дворца являются Залы Философов и Императорский Зал, украшенный 65 бюстами императоров Рима.

Дворец Консерваторов. Главная жемчужина музея — бронзовая скульптура «римской Волчицы», вскормившей Рема и Ромула (подлинник, 5 век до н.э.). Картинная галерея дворца Консерваторов восхищает посетителей шедеврами Веласкеса, Караваджо, Тициана, Рубенса.

Капитолийский холм находится в десяти минутах ходьбы от Колизея, недалеко от Римского Форума (Roman Forum) и Венецианской площади (Piazza Venezia).

Капитолийская площадь ночью. 3D панорама.

 

Адрес: Piazza del Campidoglio
Официальный сайт: www.comune.roma.it

Скачать статью в формате pdf.

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

0

ЦАРСКИЙ ПЕРИОД. Часть I — Ромул. (753 — 716 г. до н.э.)

РомулОснователь и первый царь города Рима, Ромул, был довольно хитрым и даже кровожадным персонажем.

Первыми жителями Рима стали окрестные пастухи, товарищи детства Ромула. Все население города в первые годы его существования составляло немногим более трех тысяч человек. Для увеличения численности горожан Ромул открыл убежище в лесистой долине Капитолийского холма. Там от соседних народов собрались все жаждущие перемен — беглые рабы, изгнанники и просто искатели приключений. Эим пришельцам были предоставлены права, свободы и гражданство наравне с первыми поселенцами. Так была заложена первая основа будущей великой мощи города.

Когда вопрос с силой был решен, Ромул «сообщает силе мудрость» и учреждает Сенат — совет почетных граждан, прообраз будущего рычага власти Рима времен Республики. Ромул отделил знатных по роду и прославленных в те времена доблестью и богатством людей, у которых уже были дети, от безвестных, бедных и неудачливых. Людей незавидной судьбы он назвал «плебеями» и назначил им занятия земледелием, скотоводством и прибыльными ремёслами, а людей лучшей доли — «отцами» (их потомков стали называть «патрициями»). На «отцов» и было возложено руководство Римом. Ромул так же счёл целесообразным поручить плебеев патрициям, каждому из последних предоставив выбор, кому из народа он пожелает стать патроном, и назвал защиту бедных и низших «патронатом», установив таким образом между двумя слоями общества гражданские связи.

Однако, в Риме все еще не хватало женского населения — соседние народы считали постыдным для себя вступление в родственные союзы с толпой бродяг, как они называли в то время римлян. Поэтому Ромул пошел на хитрость и устроил торжественный праздник в честь Нептуна Конного — Консуалии. На праздник съехалось множество соседей римлян, в том числе сабиняне. И в то время, когда зрители и, в особенности, зрительницы были увлечены ходом игр, по условному знаку (Ромул снял с себя плащ) римляне залили праздничный огонь и их многочисленное войско набросилось на безоружных гостей. В образовавшейся сумятице римляне и захватили сабинских женщин — кто сколько мог. При этом остальных сабинян они оставили невредимыми и даже обещали им вознаграждение. Как считали античные историки, свадьба с ритуалом похищения невесты стала римским обычаем именно с тех пор. Римские историки так и не смогли договориться, сколько же тогда было похищено женщин. Они называли цифры 30, 527 и 683.

Джованни Антонио Бацци (Содома) - "П
Джованни Антонио Бацци (Содома) — «Похищение сабинянок» 1525, Рим, Национальная галерея античного искусств

«Похищение сабинянок» возмутило соседей. Сабины были весьма воинственным племенем, но прежде чем начать военные действия, они отправили посольство в Рим с просьбой вернуть женщин. Ромул отказался и выдвинул встречное предложение — разрешить браки между римлянами и сабинянками. После этого начались военные действия. Войску Ромула удалось отбить нападение и взять города Ценин и Крустумерий. В честь этой победы на Капитолийском холме был заложен храм Юпитера — самый древний римский храм, а военная слава Ромула привлекла в город новых поселенцев — этрусков, заселивших Эсквилинский холм.

К тому времени сабиняне, оправившиеся от тяжёлой утраты, выступили на Рим под предводительством своего царя Тация и, несмотря на героизм защитников города, почти сумели его взять — Тарпея, дочь начальника римской крепости, была подкуплена золотом и ночью открыла сабинянам одни ворота, чтобы взамен получить то, «что сабиняне носят на левой руке» — золотые украшения на запястьях. Однако сабиняне «любили предательство, но ненавидели предателя», поэтому воины начали бросать в Тарпею свои щиты, которые они держали в левой руке, и вскоре под их тяжестью она погибла.

В память о предательнице отвесная скала на Капитолийском холме называется Тарпейской. С этой скалы сбрасывали приговоренных к смерти за убийство или измену.

Спасли римлян появившиеся на поле боя сабинянки: держа младенцев на руках, они заклинали, с одной стороны, своих отцов и братьев, а с другой — мужей прекратить кровопролитие. После этого был заключен мир. Обе стороны решили жить вместе под властью Тация и Ромула. Сабиняне заселили Капитолийский и соседний с ним Квиринальский холм.

Шесть лет длилось совместное правление Тация и Ромула. За это время они совершили несколько удачных походов, но в городе Лавиний Таций был убит оскорблёнными гражданами. Так Ромул стал единственным царём объединённых народов.

Ромул с дружиной
Ромул с дружиной

После этого Ромул продолжил занятия государственным устройством. Он установил знаки отличия верховной власти, учредил должность ликторов и разделил народ на три трибы: Рамны (латиняне), Тиции (сабиняне) и Луцеры (этруски). Каждая триба состояла из 10 курий, названных по именам сабинских женщин. Те, кто стоял во главе триб, назывались «трибунами», стоящие же во главе курий — «курионами». Курии Ромул поделил на декады, возглавляемые «декурионами». А земля Рима была разделена на 30 равных клеров (участков по жребию) и каждой курии был назначен свой клер.

Каждая из трех триб выбирала по три человека, наиболее разумных благодаря своему возрасту и знатных по происхождению. Эти девять, в свою очередь, выбирали по три самых достойных патриция из каждой курии. К получившимся 99 человекам Ромул добавлял еще одного, который должен был руководить государством, когда сам он поведёт войско за его пределы. Эта сотня и составляла Сенат.

Более двадцати лет Ромул вел войны с соседями своего государства, расширяя его территорию и увеличивая его население. Для появления среди народа Ромул выработал собственный стиль: на голове его была корона, а в руках — скипетр с орлом. Он носил обувь ярко-красного цвета и длинный белый плащ с фиолетовыми полосками.

Римская мифология описывает смерть Ромула как сверхъестественное исчезновение. Но похоже, что он был просто убит. Плутарх в своих «Сравнительных жизнеописаниях» рассказывает о вознесении Ромула с долей скептицизма: «Уже тридцать семь лет правил Ромул основанным им Римом. Пятого июля, в тот день, который в настоящее время называется Капратинскими нонами, Ромул приносил за городом, на Козьем болоте, жертву за весь народ в присутствии Сената и большей части граждан. Внезапно в воздухе произошла большая перемена: на землю спустилась туча, сопровождаемая вихрем и бурей. Остальной народ в страхе пустился бежать и рассеялся в разные стороны, Ромул же исчез. Его не нашли ни живым, ни мёртвым. На патрициев пало сильное подозрение. Народ говорил, что они давно тяготились царской властью и, желая забрать управление государством в свои руки, умертвили царя, так как он стал с некоторого времени поступать с ними суровее и деспотичнее. Патриции старались рассеять подобного рода подозрения, причислив Ромула к богам и говоря, что он «не умер, а удостоился лучшей доли». Прокул, личность, пользовавшаяся уважением, поклялся, что видел, как Ромул возносился в полном вооружении на небо, и слышал его голос, приказывавший называть его Квирином

После Ромула царём Рима стал Нума Помпилий.

Далее: Царский период. Часть 2. Нума Помпилий.
Назад: Предыстория. Часть 2. А что говорит археология?

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

0
Галерея

НАЦИОНАЛЬНЫЙ МУЗЕЙ ЭТРУССКОГО ИСКУССТВА

Древние этруски – это народности, ещё в 1 тысячелетии до н.э. населявшие северо-западную часть Апеннинского полуострова. Известно, что эти племена, проживавшие на территории сегодняшней Тосканы, ещё до римлян создали развитую цивилизацию с определённым политическим строем, армией и культурой. О происхождении этрусков нет точных данных. Одни историки утверждают, что этрусские племена пришли на Апеннины с Востока. Другие же склоняются к версии об этнической группе, возникшей уже на полуострове в результате смешения пришлых и местных народностей. Процесс формирования этноса завершился примерно к 8 веку до н.э. А в 7 веке до н.э. племена этрусков уже возводили города-крепости, ставшие центрами политики и экономики городов. Их главами сначала были цари, а в 6 – 5 веках до н.э. — аристократы, занимающие важные должности. Скорее всего, именно этрусские племена основали Вечный город, они же оказали весьма значительное влияние на архитектуру и искусство Древней Италии. Римляне переняли у этрусков политический строй, структуру армии и знаки власти. Немаловажной для будущих потомков императоров стала и культура древних этрусков: мифы и религия нашли своё отражение в древнеримских легендах, а итальянские зодчие и художники во многом подражали предшественникам. Ну а после нашествий галлов в 4 веке до н.э. и угасания империи этрусков уже сам Рим занял лидирующую позицию в регионе.

Музей, посвященный этрускам, был открыт в Риме в конце 19 века. Создан он был для сохранения памятников этрусской цивилизации — прародителя цивилизации римской. Эта самая большая коллекция предметов, имеющих отношение к этрусской цивилизации, разместилась в стенах бывшей летней резиденции римских пап, называемой вилла Джулия. Виллу возвели в 1550 — 1555 годах по проекту Джакомо да Виньола, работами руководил архитектор Бартоломео Амманнати. Виллу построили для римского папы Юлия III, в честь которого она и получила свое название.

национальный этрусский музейПосле смерти Папы Вилла Джулия постепенно начала приходить в упадок, а часть ее коллекции древних экспонатов была передана ватиканскому музею. В течение некоторого времени здесь находились жилища садовников, позднее – госпиталь. Здание Виллы Джулия было также местом расквартировки солдат. Здесь также некоторое время находилась ветеринарная школа и склад. Лишь в 1889 году здание перешло в собственность государства, где властями было принято решение расположить Национальный музей этрусского искусства. В музейные фонды вошли артефакты, найденные при раскопках, которые проводились в городах Лациума и Тосканы.

С самого начала архитектурный комплекс виллы состоял из трёх ансамблей. Территория самого первого из них, именуемого «старым виноградником», тянулась до квартала Фламинио и виллы Богрезе. Между Тибром и виа Фламиния располагался второй дворцовый комплекс – «виноградник у причала». Однако сегодня частично сохранился только третий дворцовый ансамбль с нимфеем, двором и садами, украшенными древними статуями, — вилла Джулия. Прямо напротив дворца среди буйной садовой зелени раньше располагались несколько лоджий для отдыха, к сожалению, не сохранившиеся до наших дней.

Особо выделяющимся архитектурным элементом здания является нимфей, и ведущие к нему лестницы. Он состоит из двух ярусов с лоджиями. Его украшают гермы и кариатиды, а также речные божества Тибр и Арно.

Внутренний двор выполнен в виде атрия с несколькими ярусами и украшен балясинами, обрамляющими лоджии, пандусами, ведущими к нимфею, колоннами в виде античных персонажей, а также скульптурами мифических героев.

Наибольшее разнообразие древних предметов и артефактов занимает первый этаж музея. Здесь можно увидеть множество статуэток, саркофагов, урн, посуды, ювелирных и других изделий. Интерес вызывают также макеты древних городов этрусков, таких как Черветери, Вей, Тоди, Вульчи и других.

Гордостью музея является статуя Аполлона Вейского, изготовленная из обожжённой глины (терракота), между 550 и 520 годами до н.э. Авторство находки, исполненной в позднеэтрусском (ионическом) стиле, приписывают единственному из сегодня известных этрусских скульпторов по имени Вулка. Сама статуя из города Вейи ранее являлась частью композиции, изображавшей Геракла и Аполлона, которые борются за лань Артемиды с медными ногами и золотыми рогами. Эта композиция располагалась в Портоначчо на 12-метровой высоте в святилище Минервы, а сегодня она выставляется в зале №7. Достойна внимания и находка из города мёртвых Бандитачча у Черветери, датируемая 6 веком до н.э, — терракотовый саркофаг супругов. Внешне он представляет собой расписанное ложе на фигурных ножках длиной 190 см и шириной 114 см. Уникальность памятника, повторяющего очертания человеческого тела, состоит в изображении сразу двух человек, которые пируют в загробном мире.

Посетить Национальный этрусский музей можно с 8:30 до 19:30 ежедневно. Выходным считается понедельник. Экскурсия по Национальному этрусскому музею длится чуть меньше полутора часов. Здесь организуются тематические экскурсионные маршруты, которые позволят сосредоточиться на конкретном направлении, например, «Спорт в древности», «Мода и красота», «Виноделие» и другие.

В музее есть кафе, центр информации и книжный магазин, а также предоставляются услуги аудиогида. Здесь предусмотрены специальные маршруты для инвалидов.

Входной билет стоит 8 евро.

Адрес: Piazzale di Villa Giulia, 9, 00197 Roma, Italy

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

0

ПРЕДЫСТОРИЯ. Часть II — А что говорит Археология?

Сегодня неизвестно, когда люди впервые заселили территорию Рима. Археологические данные говорят о том, что поселения на месте Рима, на Палатинском холме, существовали еще в 10 — 9 веках до н.э.

Небольшое племя латинов занимало северную часть Лация, так называемый «Древний Лаций», лежавший между двумя богатыми областями — Этрурией и Кампанией, населенными культурными и торговыми племенами. Судоходный Тибр связывал Лаций с внутренними частями страны, а Тирренское море было районом весьма оживленной торговли между карфагенянами, греками и этрусками.

Лаций представлял собой холмистую равнину по нижнему течению Тибра площадью около 1,5 тыс. кв. км. Границей его служили море, Тибр, приток Тибра Анио (Аниен) и Сабинские горы. Центром Лация являются Альбанские холмы.

Повсюду в Лации присутствуют следы вулканической деятельности. Пепел служил прекрасным удобрением и делал почву весьма плодородной. Из культурных растений здесь возделывали полбу, просо, ячмень, виноград, оливку, фигу. Домашними животными являлись бык, баран, свинья. Бык играл роль основной тягловой силы. Лошадь же применяли главным образом для военного дела. Население древнего Лация отличалось своей плотностью, о чем говорят многочисленные следы дренажных работ и маленькие земельные наделы (0,5 га приусадебной земли). Климат был более влажным, чем теперь.

Постоянные поселения появляются в Лации не раньше конца 2-го тысячелетия до н.э. Более раннему их возникновению, возможно, мешала вулканическая деятельность. Обитатели этих поселений были носителями культуры Виллановы и сжигали своих покойников. Это были предки латинов (протолатины). Первоначально они поселились на Альбанских холмах, где климат был суше и здоровее. Эти холмы и стали центром их распространения, а позднее, в 7 веке до н.э. — центром объединения примитивных латинских полисов.

Другая группа холмов, место будущего Рима, лежала в нижнем течении Тибра. Они были заселены несколько позднее Альбанских. При этом положение Римских холмов было чрезвычайно удобным. Они лежали в 20 — 25 км от моря на левом берегу реки среди болотистой местности. Некоторые из этих холмов обладали крутыми склонами и были весьма удобны для защиты (Капитолий, Палатин). В устье Тибра добывали соль из морской воды, и по левому берегу Тибра вглубь страны проходила так называемая «Соляная дорога» — «Via salaria».

roma hills

Первым из римских холмов был заселен Палатин. Об этом единогласно говорит античная традиция и это же подкрепляется топографическими соображениями. Склоны Палатина с трех сторон обрывисты и только с северо-востока на холм открывается доступ, который, однако, легко было защищать. Вершина Палатина имела площадь 6 — 8 га, т.е. там мог спокойно поместиться небольшой поселок. Холм в древнейшие времена был окружен болотами, впоследствии осушенными. Недалеко от него лежал брод через Тибр, а у подножия проходила «Соляная дорога». Таким образом, местоположение Палатина было очень удобным и вполне понятно, почему его заселили раньше других холмов. Так начинался первый этап жизни города — «Квадратный Рим» (Roma quadrata). Этим названием некоторые римские писатели обозначали древнейшее поселение на Палатине начала 1-го тысячелетия.
Что же касается происхождения названия, точного ответа, видимо, не будет никогда. Возможно, оно произошло от «stroma» — город на реке. А может, от этрусского имени Ruma. Ну, и есть еще та самая легенда

Далее: Царский период. Часть 1. Ромул.
Назад: Предыстория. Часть 1. Легенда.

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

0

ПРЕДЫСТОРИЯ. Часть I — Легенда.

Реальные подробности возникновения и становления Рима теряются во мраке веков, который, видимо, уже никому не удастся рассеять. Однако позже, когда Рим стал величайшим городом в современном ему мире, римские историки сочинили множество красивых легенд о его основании и последовавших за этим событиях.

Официальной датой основания города считается 21 апреля 753 года до н.э. (такая точная дата стала известна благодаря древнеримскому историку Марку Теренцию Варрону).

А начиналось все так. Троянец Эней, сын богини Афродиты (Венеры) и смертного Анхиза, уцелел (был отпущен) при разрушении Трои. После долгих лет странствований через Македонию и Сицилию он с небольшим отрядом троянцев прибыл на 20 судах к берегам Лация, где в это время правил Латин, царь местного племени «аборигенов». Узнав историю Энея, царь настолько проникся уважением к мужеству троянцев, что даже выдал за него замуж свою дочь Лавинию. Так, по легенде, троянцы обрели новое место для жизни и основали город, который Эней назвал в честь своей жены Лавинием. Здесь у него родился сын Асканий.

эней
Бегство Энея из Трои. Ф. Бароччи, 1598

Вскоре, в битве с соседним племенем, рутулами, погибает Латин. А рутулы, потерпев поражение от объединенных сил аборигенов и троянцев, обращаются за помощью к могущественному народу этрусков. Этруски, сами опасавшиеся возникновения нового соседнего государства, создают военный союз с рутулами. Перед угрозой новой войны Эней объединяет и уравнивает в правах оба народа, аборигенов и троянцев, и, в память о погибшем царе, нарекает их латинами. В состоявшейся битве удача оказалась на стороне латинов. Для самого же Энея эта битва стала последней.

Сын Энея, Асканий, в то время был слишком мал для власти, но эту власть сохранила для него в неприкосновенности мать — Лавиния. Через тридцать лет, видя чрезмерную многолюдность разросшегося города, Асканий оставляет его матери, а сам закладывает у подножия Альбанской горы новый город — Альбу-Лонгу, где и остается царствовать. К этому времени силы латинов возросли настолько, что ни один сосед, включая этрусков, уже не осмеливался начать с ними войну. Границей же между этрусками и латинами по договору стала река Альба (Тибр). Тибром она стала называться после того, как при переправе через нее утонул один из потомков Аскания — Тиберий.

Через несколько поколений после Аскания в Альбе-Лонге воцарился его потомок Нумитор, который вскоре был свергнут с трона своим младшим братом Амулием. Амулий истребил все мужское потомство Нумитора, а его дочь, Рею Сильвию, под почетным предлогом избрал в весталки. Весталки (жрицы богини Весты) давали обед безбрачия, однако Рея Сильвия подверглась насилию и родила двойню, объявив отцом Марса. После этого она, как все же нарушившая обет, была отдана под стражу. А близнецов царь приказал бросить в Тибр. Однако Тибр в это время разлился, покрыв берега стоячими водами, и, не имея возможности подойти к глубокой воде, рабы, которым это было поручено, оставили корзину с братьями на мелком месте.

loopaКогда разлив спал, корзина оказалась на сухом месте у Палатинского холма. На плач близнецов прибежала волчица, спустившаяся к реке, чтобы напиться, и накормила их своим молоком. Тут их и нашел царский пастух Фаустус, забрал домой и отдал на воспитание своей жене Ларенции. Есть версия (которая звучит уже у Тита Ливия), что Ларенцию среди пастухов называли «волчицей» за ее «легкое поведение», отсюда и рассказ о «чудесном спасении». Близнецов назвали Ромулом и Ремом. Когда же братья выросли, пастух открыл им тайну их происхождения, о которой подозревал с самого момента своей находки.

В конце концов братья убили Амулия и восстановили на троне своего деда Нумитора. А дальше, толи они сами не пожелали остаться в Альбе-Лонге, толи на это была воля Нумитора, но ими было принято решение основать новый город в тех местах, где они были найдены.

По преданию, Рем выбрал низменность между Капитолийским и Палатинским холмами, а Ромул настаивал на закладке города на самом Палатинском холме. Обращение к знамениям не помогло выявить победителя, вспыхнула ссора, и Ромул убил Рема. По другой версии, Ромул уже соорудил стену, но Рем в насмешку перепрыгнул через нее. За этот поступок Ромул в гневе убил Рема, воскликнув: «Так да погибнет всякий, кто перескочет через мои стены!» Оставшийся единственным властителем, Ромул заложил город и дал ему свое имя — Roma.

ромул и рем
Пьетро да Кортона (1596-1669). Ромул и Рем, найденные Фаустусом. Лувр

Таков наиболее распространенный вариант легенды, которая окончательно оформилась к 1 веку до н.э. и сохранилась у Ливия, Дионисия и Плутарха. Но возникла она очень рано, и не в Италии, а в Греции. Первые ее следы находят в 5 веке до н.э. у Гелланика Лесбосского. У него основателем Рима является сам Эней. Однако, когда легенда попала в Италию, возникли хронологические трудности: период в 670 лет, протекший между разрушением Трои (1184 год до н.э.) и изгнанием Тарквиния Гордого, последнего римского царя (510 год до н.э.), был слишком велик для того, чтобы туда можно было поместить только 7 традиционных царей. Поэтому пришлось отнять у Энея роль основателя города и между ним и Ромулом вставить ряд промежуточных персонажей. В первоначальном варианте легенды в качестве основателя города, по-видимому, фигурировало одно лицо: Ром (Rhomos), превратившееся затем в Италии под воздействием этрусских родовых имен в Ромула (Romulus). Во время странствований легенды из Греции в Италию и обратно личность основателя удвоилась — Ромул столкнулся с Ромом, ставшим потом Ремом. Так появилось двое братьев-близнецов.

В Болонском музее находится стела, датируемая первой половиной 4 века, на которой изображена волчица, кормящая одного ребенка. Правда, на известной группе «Капитолийская волчица» (в музее Консерваторов в Риме), относящейся к началу 5 века, изображены два ребенка. Но почти несомненно, что фигуры детей были приделаны только в эпоху Возрождения. Многие данные говорят за то, что версия о двух близнецах сложилась окончательно и была официально принята в Риме только к началу 3 века.

Далее: Предыстория. Часть 2. А что говорит археология?

Чтобы подписаться на статьи, введите свой email:

0
Авторизация
*
*
Регистрация
*
*
*
Генерация пароля