Сан Джованни ин Латерано (San Giovanni in Laterano) – сильно отреставрированная и реконструированная базилика 4 века, являющаяся кафедральным собором Римской епархии. Официальное название базилики на итальянском — Santissimo Salvatore e Santi Giovanni Battista ed Evangelista in Laterano. Ее главное посвящение всегда было и остается Христу Спасителю. Дополнительные посвящения относятся к Иоанну Крестителю и Иоанну Евангелисту, откуда и происходит полное название. Название же Сан Джованни ин Латерано является просторечным и наиболее часто используемым, но его следует избегать в литургическом контексте.
Поскольку Сан Джованни ин Латерано — это кафедральный собор римской епархии, епископом которого является сам Римский Папа, римско-католическая церковь называет базилику «Матерью Всех Церквей» (Omnium ecclesiarum mater). Сама базилика занимает первое место в ряду всех когда-либо построенных церквей, что демонстрируется в надписи на ее фасаде: «Dogmate papali datur ac simul imperiali, quod sim cunctarum mater et caput ecclesiarum» (Утверждено Папским и Императорским указом, что я — мать и глава всех церквей).
В республиканские времена местность, на которой расположена базилика, была открытым загородным пространством за воротами Порта Челимонтана в древней Сервиевой Стене, использовавшимся для повседневной военной подготовки. Однако еще до постройки Стены Аврелиана она превратилась во внутренний пригород. К этому времени здесь уже располагались виллы богатых граждан (римляне называли их villa urbana за легкую доступность из города).
Нынешняя площадь Сан Джованни ин Латерано была тогда важным перекрестком. Предполагается, что до возведения Аврелиановой Стены одна из главных античных дорог, Via Tusculana, проходила около западной стороны базиликального комплекса, вдоль нынешней Виа деи Санти Кватро Коронати.
Считается, что источником названия «Латеран» стала фамилия Латеранов, отсчитывающая свое начало от консула 4 века до н.э. Луция Секста Латерана. Эта семья также имела неординарного представителя в лице Плаутия Латерана, который чуть не лишился жизни из-за связи с Мессалиной, первой женой императора Клавдия, и все-таки позже казненного Нероном по подозрению в причастности к заговору Пизона. Согласно Ювеналу Нерон тогда поживился роскошными домами Латеранов. Однако большее доверие вызывает свидетельство того, что вилла здесь была подарена консулу Секстию Латерану в 197 году его другом императором Септимием Севером. Реальный же термин in Laterano, с географической привязкой, найден только в документах 11 века.
Первые документальные подтверждения возможного нахождения здесь папской резиденции обнаруживаются в работе Святого Оптата Милевитанского, африканского епископа. По его словам папа Мильтиад (311-314) проводил в 313 году синод в domus Faustae in Laterani. На протяжении веков Фауста, в доме которой проходил синод, отождествлялась со второй женой императора Константина. Однако следует отметить, что, во-первых, императрица Фауста с детских лет не жила в Риме, а во-вторых, нет никаких доказательств того, что этот domus Faustae был пожертвован папе, а не позаимствован на день для проведения синода.
В имперские времена эта местность, лежащая у подножия Целийского холма, считалась престижной. В 1959 году под Оспедале ди Сан Джованни была раскопана использовавшаяся в 1 — 4 веках постройка очень высокого статуса, предполагаемая резиденция Домиции Лючиллы, матери императора Марка Аврелия. Можно вспомнить, что здесь же, на месте нынешнего обелиска, на протяжении веков стояла конная статуя Марка Аврелия, перемещенная в 1538 году на Капитолий.
В остром углу, образованном нынешними Виа дель Амба Арадам и Виа деи Латерани, были найдены следы еще одного крупного сооружения, относящегося к 1 — 4 векам. Это так же один из претендентов на титул Дома Латерани и/или domus Faustae. Другой большой трапециевидный дом обнаружен под апсидой базилики в 1884 году во время реставрационных работ.
Известно, что в конце 3 века на месте нынешнего баптистерия располагался банный комплекс. Считается, что бани принадлежали упомянутому выше трапециевидному дому. Впечатляющие развалины других бань находятся к западу от баптистерия, через древнюю улицу, которая, возможно, была улицей Виа Тускулана. Какому сооружению принадлежали эти бани, невозможно определить без дальнейших раскопок.
Под самой базиликой археологи обнаружили остатки богатого дома 1 века с декорациями времени правления Нерона. Около 197 года дом был снесен и заменен большим казарменным комплексом Castra nova equitum singularium, предназначенным для конной гвардии императора Септимия Севера (римляне не изобрели стремян, и конница, не очень эффективная в бою, предназначалась, скорее, для парадов и выездов императора).
Гражданская война возвела на римский престол императора Константина. Конная гвардия поддерживала правящего тогда Римом Максенция, и битва у Мульвийского моста, закончившаяся разгромом Максенция, означала и ее ликвидацию. В этом свете постройка христианской базилики на месте казарм гвардии язычника Максенция была весьма символична и делала победу Константина еще более полной.
Миланский Эдикт, изданный Константином в феврале 313 года, положил конец преследованию христианства, и император взял курс на превращение новой религии в официальную религию империи. Однако язычество не было подавлено, и это стало еще одной причиной выбора места, удаленного от великих языческих храмов города. Традиция утверждает, что Константин предоставил папе Мильтиаду казармы и domus Faustae сразу после своего вступления в город, а 9 ноября 312 года здесь было освящено первое церковное сооружение.
На самом деле совершенно не известно, где перед этим находилась резиденция папы. Два столетия археологических исследований не обнаружили ни одного подходящего места до начала правления Константина. Скорее всего римские христиане просто арендовали помещения для своих больших собраний, а потому папа не имел постоянного, принадлежащего общине здания.
Казармы и трапециевидный дом были разрушены, а образовавшиеся пустоты завалены щебнем для образования фундамента новой базилики. Это самая старая из известных церквей в Риме. Существенные реконструкции на протяжении веков сделали ее первоначальную форму практически недоступной для изучения. Большинство ученых пришло к следующему компромиссу:
Длина здания составляла 100 метров, а ширина — 54,5 метра. Центральный неф имел по два придела с каждой стороны, ширина каждого из которых равнялась половине ширины нефа. Неф заканчивался полукруглой апсидой глубиной 10 метров. Длина внутренних приделов равнялась длине нефа, а внешние были на 10 метров короче и заканчивались большими прямоугольными камерами, выступающими за боковые стены. Назначение этих камер не известно.
Внешних украшений, по-видимому, не было, хотя отсутствие сведений об этом не может быть 100% гарантией. Входных дверей, скорее всего, было три. Возможно присутствовал атриум с колоннадами, хотя тот, о котором известно, был построен позже. Неф отделялся от приделов колоннадами, поддерживающими горизонтальные антаблементы. 19 или 20 колонн с каждой стороны нефа были выполнены из красного асуанского гранита, а колонны между приделами (21 с каждой стороны) — из зеленого мрамора. Крыша, в отличие от древнеримских базилик с бетонными сводами, не имела потолка.
Как и следовало ожидать, интерьер базилики был богато украшен. Если можно доверять Книге Пап 7 века (а это большой вопрос), отдельно стоящий главный алтарь имел fastigium (балдахин?) из драгоценных металлов. На его стороне, обращенной к нефу, была представлена серебряная фигура Христа в окружении 12 апостолов, а на стороне, обращенной к апсиде — серебряные фигуры Христа и четырех ангелов, держащих мечи. Навес с подсвечниками были выполнены из золота. Главный алтарь окружали семь меньших, из серебра, возможно содержавших реликвии и священные сосуды. Раковина апсиды, в которой находилась кафедра, была украшена мозаикой с золотой виноградной лозой.
Толкование описания fastigium затруднено, поскольку он мог быть как балдахином (в современном понимании), так и пропилеями, отделяющими святилище от нефа. Еще одну загадку преподнесли археологи, раскопавшие под полом нефа две линии прямоугольных мраморных блоков с гнездами, расположенные перед святилищем. Возможно здесь располагалась поддержка какого-то навеса. Такой предмет не согласуется с понтификальными литургиями более поздних веков, но никто не знает, как на самом деле функционировала базилика во времена своей постройки. Помимо этого, в базилике находились 46 подвесных серебряных светильников, подаренных императором. Император также предоставил во владение новой церкви земли в Греции, Северной Африке, Калабрии, Кампании и в самом городе.
Сначала церковь была известна просто как Базилика Константина, хотя она, кажется, с самого начала была посвящена Христу Спасителю. Тем не менее, первое упоминание о ее посвящении датируется серединой 7 века (в понтификат папы Мартина I (649-655)). На первых порах ее также называли Basilica Aurea (Золотая Базилика), либо из-за ее богатой внутренней отделки, либо из-за того, что ее внутренние стены были покрыты желтым мрамором.
Первоначальный серебряный fastigium был украден вестготами во время их разграбления Рима в 410 году и заменен императором Валентинианом III в понтификат папы Сикста III (432-440). Куда более систематическому разграблению Рим подвергся в 455 году от вандалов, когда базилика лишилась всех своих драгоценных металлов. Она была отреставрирована при папе Святом Льве Великом (440-461). При нем же (что не подтверждено) к апсиде был добавлен амбулакр, полукруглый наружный коридор. Папа Гиларий (461-468) добавил три вспомогательных оратории, посвященные Иоанну Крестителю, Иоанну Евангелисту и Святому Кресту, ставшие первыми из множества дополнительных часовен и церквей вокруг базилики в Средние века. Первая ссылка на нахождение здесь папского дворца относится к 501 году. И хотя традиция говорит о том, что папы поселились в базилике со времен Константина, никаких доказательств этому нет.
В 590 году при папе Святом Григории Великом (590-604) была проведена еще одна реставрация, после которой базилику перепосвятили Иоанну Крестителю. С 12 века появились регулярные публикации о том, что после этой реставрации к базилике был прикреплен бенедиктинский монастырь. Это умышленное введение в заблуждение, сфабрикованное бенедиктинским аббатством Монтекассино для поднятия своего престижа. Базилика никогда не управлялась монахами. В ее главе всегда стояли светские священники, смененные затем регулярными канониками. При папе Иоанне IV (640-642) рядом с баптистерием была построена оратория Святого Венатия.
Основание баптистерия до сих пор является предметом спора. Археологи, работавшие здесь в 1925 — 1929 годах, обнаружили, что восьмиугольные стены стоят на круглом цоколе фундамента. Это было воспринято как свидетельство существования круглого здания 4 (?) века, встроенного в вышеупомянутый банный комплекс, сам перестроенный в начале 3 века. После таких выводов были сделаны еще два предположения. Первое заключалось в том, что ротонда являлась ранее существовавшим баптистерием, который Константин просто взял для своей базилики. По второму предположению ротонду построил сам Константин. Но в любом случае она была разрушена и заменена нынешним восьмиугольным зданием папой Сикстом III (432-440) в начале 5 века.
Сейчас эти предположения серьезно оспариваются, и последнее, на чем сошлись исследователи, это то, что восьмиугольное здание построено еще Константином, а Сикст III только изменил его интерьер в процессе большой реконструкции. Император Константин установил здесь порфировую ванну с семью серебряными оленями, извергающими воду из своих ртов, а также образ Агнца Божьего из золота и серебряные изображения Христа и Иоанна Крестителя. Все металлические изделия были похищены варварами в 5 веке.
Было высказано предположение (без доказательств), что первоначально Иоанну Крестителю был посвящен именно баптистерий, а потом это посвящение передалось базилике своего рода «осмосом». Первое неофициальное упоминание о дополнительном посвящении базилики двум святым Иоаннам относится к середине 7 века: Basilica constantiniana quae et Salvatoris ipsa quoque et S[an]c[t]i Iohannis dicitur. Первая же официальная ссылка на такое посвящение датируется началом 10 века.
Завоевания ислама к концу 7 века и иконоборчество в начале 8 века вынудили многих монахов Востока устремиться в Рим. К этому времени римские холмы опустели, поскольку акведуки были разрушены и единственным способом получить здесь воду оказалось рытье глубоких колодцев. Выжившие граждане переместились ближе к реке и в долины с источниками, а холмы достались монахам, основавшим на них множество монастырей.
Монахи расчистили располагавшиеся на холмах разрушенные городские кварталы и превратили их в виноградники — вода из реки и колодцев была опасна для здоровья, что создавало хороший рынок для вина. Работа по расчистке кажется невероятной, но думать, что руины со временем исчезли сами, просто глупо. К концу 8 века базилику окружало множество монастырей, которые, правда, после 10 века в основном исчезли. Виноградники же просуществовали вплоть до 19 века.
Папа Захарий (741-751) первым инициировал значительные строительные работы в базилике, продолженные папой Адрианом I (772-779) и завершившиеся созданием огромного дворца. Папа Лев III (795-816) построил знаменитый обеденный зал, Триклиниум Леониум, с мозаикой в его апсиде. Копия этой апсиды, созданная в 18 веке, находится рядом со Святой Лестницей, но не на своем оригинальном месте, которое располагалось ближе к фасаду, и развернута в другую сторону. Этот же папа установил в апсиде базилики витражи (где располагались окна апсиды, неизвестно).
Сергий II (844-847) установил парадную лестницу в северном входе дворца, получившую известность как Scala Pilati, что буквально означало «лестница, вооруженная дротиками». Неподтвержденная гипотеза предполагает, что название относилось к охране у дворцового входа, вооруженной дротиками, но позже слово pilati стали отождествлять с Понтием Пилатом, что породило легенду о Святой Лестнице. Этот же папа выкопал предшественницу современного конфессио, крипту для поклонения перед главным алтарем.
В 897 году базилика стала сценой для сюрреалистического «трупного синода», когда папа Стефан VI (896-897) эксгумировал тело папы Формоза (891-896) и подверг его фальшивому суду. Труп был осужден, осквернен и брошен в реку. Во время синода произошло землетрясение, сильно повредившее базилику. Упала вся крыша центрального нефа.
Восстановлением базилики занялся папа Сергий III (904-911). Описывалось, что он отстроил новое здание на старом фундаменте, но сейчас это оспаривается. Наружные стены, видимо, остались неповрежденными, а восстановлению подверглись внутренние, располагавшиеся на колоннадах между нефом и приделами. Апсида получила новые мозаики, и была возведена колокольня. В это же время в официальных источниках появляется посвящение Иоанну Крестителю.
Папа Иоанн XII (955-964) построил ораторию, посвященную Святому Апостолу Фоме, напротив фасада базилики, рядом с началом левых приделов. Эта структура функционировала как ризница на протяжении сотен лет, до ее сноса в 17 веке. Здесь находилось знаменитое Sedes stercoraria, или «дерьмовое кресло», в котором папа сидел во время церемонии своего посвящения.
Очень глупая легенда утверждала, что кресло использовалось для изучения ануса новоизбранного папы, чтобы удостовериться в его «девственности». Ее смягченная версия предполагала проверку нетронутости гениталий папы для выполнения древнего требования, вытекавшего из еврейских норм Ветхого Завета. Настоящая причина возникновения названия кресла заключается совершенно в ином. Когда папа сидел в нем, хор часовни пел стих из 112 Псалма: «Suscitans de terra inopem, de stercore erigens pauperem» (Поднимает Он с земли нищего и из дерьма возвышает убогого).
В 965 году появляется первое упоминание о конной статуе Марка Аврелия на Campus Lateranensis (нынешняя площадь Сан Джованни Латерано). В 10 и 11 веках несколько пап (Иоанн X (914-928), Иоанн XII (955-964), Иоанн XIV (983-984), Сильвестр II (999-1003) и Александр II (1061-1073)) были захоронены в портике рядом с атрием.
На рубеже тысячелетий базилика находилась на открытой местности в окружении виноградников. Самыми близкими городскими районами были Римский Форум и Субурра (остававшаяся трущобами до 19 века). Дорожная сеть находилась в заброшенном состоянии и основной доступ к базилике осуществлялся по отходящей от Виа Лабикана проездной дороге (дальний конец современной Виа Мерулана). К северу от базилики располагался папский дворец, а к югу — жилые дома служившего в ней духовенства, названные позже монастериумом. Комплекс базилики, в свою очередь, был окружен различными вспомогательными учреждениями, со временем все более фокусировавшимися на паломничестве (поскольку в 11 веке путешествие в Рим стало более безопасным, выросло и число паломников).
В 1115 году, в понтификат папы Пасхалия II (1099-1118), колокольня базилики получила удар молнии и упала на правый придел. Ремонт был закончен при папе Иннокентии II (1130-1143), но колокольню заменили только в 13 веке. В 1120 году для доставки в комплекс воды был отремонтирован акведук Аква Клавдиа.
В 1123 году папой Калликстом II (1119-1124) был созван Первый Латеранский Собор. Он стал Вселенским Собором, на котором присутствовала почти тысяча епископов и других религиозных глав. За этим Вселенским Собором вскоре последовало еще три — Второй Латеранский (1139 год), Третий Латеранский (1179 год) и Четвертый Латеранский (1215 год).
При Иннокентии II дальние концы колоннад были усечены для постройки надлежащего трансепта, такого, какой церковь имеет сейчас. Папой Луцием II (1144-1145) было объявлено дополнительное посвящение базилики Святому Иоанну Евангелисту.
Раньше считалось, что портик базилики был эффектно перестроен Николой д‘Анджело при папе Александре III (1159-1181), но теперь эта работа датируется началом 13 века. Портик сохранялся до 1732 года, а его скульптурные фрагменты и сейчас находятся в монастырях. Он имел шесть колонн, поддерживавших антаблемент с надписью, объявлявшей базилику первой по своему достоинству среди всех церквей. Фриз был украшен львиноголовыми масками и мозаиками с изображениями Пожертвования Константина, Крещения Константина, Обезглавливания Крестителя, Кипячения в Масле Иоанна Евангелиста и Поражающего Дракона Папу Святого Сильвестра. Все мозаики утеряны.
Папа Гонорий III (1216-1227) провел в базилике реставрационные работы. Прекрасно сохранившиеся монастыри были возведены между 1222 и 1232 годами Вассалетто, отцом и сыном (обоих звали Пьетро). К этому времени священники базилики жили как каноники, т.е. подчиняясь общим правилам жизни. Однако они были дополнены штатными (на жаловании) священнослужителями, пенитенциариями, основной задачей которых было выслушивание исповедей паломников.
В это же время влиятельная семья Аннибальди сумела получить разрешение на строительство дворца и укрепленной башни на Campus Lateranensis. В 1277 году серьезное землетрясение повредило базилику и папский дворец. Их ремонтом руководил папа Николай III (1277-1280).
Папа Николай IV (1288-1292) заказал переделку области святилища базилики. Была полностью перестроена апсида, и возможно именно в это время, а не при Льве I, появился опоясывающий ее амбулакр. Тогда же Якопо Торрити украсил раковину апсиды великолепной мозаикой, разрушенной в 1876 году. Работу над главным алтарем начал Чинто де Сальвати, а закончили в 1293 году Джованни дель Авентино и Джованни ди Косма со своим сыном Лукантонио. Навес балдахина, выполненный из серебра, поддерживался четырьмя колоннами из красной яшмы. Перед алтарем, продолжаясь вглубь нефа, располагалась скола канторум, или Хоры Каноников, отгороженная мраморными экранами. Перед Хорами (в нефе) находился еще один алтарь, посвященный Святой Марии Магдалине и использовавшийся для рядовых ежедневных месс. Он был выполнен в 1297 году Деодато ди Космой.
К концу 13 века базилика могла стать абсолютной сокровищницей средневековых произведений искусства. К сожалению, мало что из них сохранилось, в основном в виде печальных фрагментов, выставленных в монастыре.
Последнее изменение в период славы базилики было проведено папой Бонифацием VIII (1294-1303), построившим к великому Юбилею 1300 года Лоджию Благословений. Три порфировые колонны поддерживали антаблемент, на котором находился балкон с массивной мраморной балюстрадой, окруженной парой колонн. Над балконом находилась круглая ниша с фронтоном, обрамленная статуями святых Петра и Павла, находящимися сейчас в музее базилики.
Самой значительной частью этого проекта была фреска Джотто, жалкий фрагмент которой с изображением папы сейчас находится в базилике.
6 мая 1308 года базилика оказалась охваченной огнем, разрушившим крышу нефа и повредившим дворец. Пожар продолжался три дня. Этот комплекс так и не был восстановлен, поскольку французский папа Климент V (1305-1314) отказался переехать в Рим после своего избрания и поселился в управляемом папами анклаве Авиньон на юге Франции. Авиньонское Пленение стало полной катастрофой для Рима, оставшегося под управлением аббата Сан Паоло фуори ле Мура. Дикая знать, ведущая междоусобные войны, подвергла террору паломников и население города, снова сократившееся до 20 тыс. человек.
Уничтожение базилики не было полным. Сообщалось, что балдахин алтаря оказался только поврежден, а император Генрих VII короновался здесь в 1312 году. Папа Климент отправил на восстановление огромную денежную сумму, но 1343 году ураган снова повредил базилику, а за ним, в 1347 году, последовало очередное землетрясение. Наконец, в 1360 году, возник еще один пожар, довершивший разрушения. Сгорели крыши нефа и трансепта, а алтарь был уничтожен упавшими обломками. Руины простояли нетронутыми 4 года.
Восстановление начал папа Урбан V (1362-1370), пригласивший для этого в 1364 году архитектора из Сиенны Джованни ди Стефано. Поскольку колоннады были разрушены упавшими стенами, часть их колонн была заменена кирпичными пирсами. Этому же мастеру принадлежит современный балдахин, оставшийся единственным видимым свидетельством того восстановления. Работы завершились в 1370 году.
После возвращения в Рим в 1377 году папы Григория XI (1370-1378) в качестве папской резиденции был выбран Ватиканский дворец, и это стало концом величия старого Латеранского дворца. Тем не менее, Григорий восстановил северный конец трансепта (нынешняя Лоджия Благословений) и поставил пару скульптур львов на колоннах, охраняющих вход.
Базилика Сан Джованни ин Латерано. Все части:
Часть 1.1. История. Античность и Средневековье
Часть 1.2. История. От Ренессанса до современности.
Часть 2.1. Расположение, экстерьер, площадь и обелиск.
Часть 2.2. Лоджия Благословений, Латеранский Дворец, Scala Santa и Sancta Sanctorum
Часть 2.3. Триклиниум Леониум, площадь Порта Сан Джованни, главный фасад и нартекс.
Часть 3.1. Интерьер. Центральный неф.
Часть 3.2. Интерьер. Главный алтарь и конфессио.
Часть 3.3. Интерьер. Боковые приделы и часовни.
Часть 3.4. Интерьер. Трансепт и апсида.
Часть 3.5. Интерьер. Ризницы и Монастыри.
Часть 4.1. Баптистерий. История и экстерьер.
Часть 4.2. Баптистерий. Интерьер.